В Москве с успехом прошла выставка «Рабочий и колхозница. Личное дело».
Трудно представить современную Москву без монументальной, известной во всем мире скульптурной композиции «Рабочий и колхозница». А между тем в следующем году грандиозному символу советской эпохи «исполнится» 80 лет. Несмотря на столь почтенный возраст, памятник, созданный выдающимся скульптуром Верой Игнатьевной Мухиной (напомним, что Вера Игнатьевна с 1919 по 1929 годы часто приезжала в Клинский район к мужу, Алексею Андреевичу Замкову, который жил в деревне Борисово. Она здесь плодотворно работала, вдохновляясь деревенскими пейзажами и провинциальной тишиной. Клинский период для Мухиной был чем-то вроде болдинской осени для Пушкина), продолжает волновать и впечатлять самых разных людей. Он «живой» и обладает мощной притягательной силой. Автор почувствовал недавно на себе это притяжение, благо от Клина до ВДНХ не так трудно добраться. Идти от метро «ВДНХ» надо к выставочно-музейному объединению «Манеж». Именно «Манеж» служит сегодня постаментом для 25-метровой легендарной скульптуры. Рабочий все так же держит в руке молот, а колхозница – серп (невольно вспомнил, что наша газета называется «Серп и молот»). Композиция устремлена вперед и, кажется, ничто не может стать препятствием для этого движения. Не в этом ли секрет успеха скульптуры?
Как рождалась знаменитая скульптура?
В «Манеже» посетил выставку «Рабочий и колхозница. Личное дело». Она открылась 15 декабря 2015 года, закрылась – 28 февраля. Забегая вперед, скажу, что с 28 февраля в «Манеже» стала действовать новая постоянная экспозиция, посвященная легендарному советскому монументу и ее создателям. Она заняла весь первый этаж выставочного центра.
Журналист «Серпа и молота» посетил «Манеж» 19 февраля и смог насладиться более представительным форматом выставки, занявшей все 4 этажа постамента скульптуры.
Экспозиция произвела незабываемое впечатление. Ты словно перемещаешься во времени и попадаешь в 1937 год. Именно в марте 1937 года в Москве был произведен монтаж скульптурной группы. Монумент делали по созданной Верой Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе института машиностроения и металлообработки. Интересно, что в ходе работ впервые была использована технология односторонней точечной сварки тонких листов облицовки из аустенитной стали, разработанная советскими инженерами. Эта технология опережала все иностранные методы сварки. Вот вам и 1937 год – время сталинских репрессий.
Предыстория проекта такова. В 1936 году Советский Союз начал подготовку к всемирной выставке «Искусство, техника и современная жизнь». Автор многоступенчатого советского павильона архитектор Борис Иофан предложил завершить его двухфигурной скульптурной группой с эмблемой советского государства – серпом и молотом. Именно гипсовый эскиз Веры Мухиной, разрабатывавшей эту тему вместе с другими художниками, был признан лучшим. Вера Мухина возглавила сложнейшую работу по изготовлению 25-метровой статуи общим весом около 75 тонн. Скульптурный каркас, состоящий из стальных ферм и балок, постепенно был одет пластинами из хромоникелевой стали. На выставке было немало материалов, раскрывающих эту тему.
При входе в «Манеж» услышал звуковую инсталляцию современной художницы Анны Шестаковой, попытавшейся соединить аутентичный звук сварки, раздававшийся в ходе «лепки» скульптуры, с современной техно-музыкой. И таких оригинальных «мостиков» между прошлым, настоящим и будущим на выставке было немало. Чтобы обойти всю экспозицию, понадобилось не менее двух часов.
Большой интерес вызвали редкие архивные материалы, оригинальные предметы эпохи создания памятника «Рабочий и колхозница», элементы авторского внутреннего каркаса памятника, объекты современного искусства, связанные каким-то образом с памятником.
К примеру, скульптура стала эмблемой «Мосфильма». Впервые она появилась на экране в картине Григория Александрова «Весна».
На четвертом этаже экспозиции ознакомился с медиатекой, включающей обширное количество теоретических материалов, подготовленных объединением «Манеж» совместно с онлайн-библиотекой Букмейт специально к выставке. Монографии, книги о скульптуре и искусстве, уникальные архивные документы располагались на виртуальной полке «Рабочий и колхозница. Личное дело» и были сопровождены комментариями ведущих экспертов и искусствоведов.
«Рабочий и колхозница» едва не «прописались» в Париже
С интересом посмотрел фильм, подробно рассказывающий о грандиозном успехе советского монумента на всемирной выставке в Париже в 1937 году. Скульптура, венчающая павильон СССР, получила большую золотую медаль – высшую награду. Так получилось, что напротив «Рабочего и колхозницы» находился павильон нацистской Германии. Но серп и молот заслонили фашистского черного орла.
Посетивший Парижскую выставку Ромен Роллан записал в книге отзывов: «На Международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».
А поэтесса Марина Цветаева в своем отзыве призналась, что от советского павильона веет жизнью, страстью, а от германского - смертью. И это было в 1937 году.
Таким образом, скульптурная группа «Рабочий и колхозница» считается главным произведением Веры Мухиной. Интересно, что парижане после выставки выразили желание оставить «Рабочего и колхозницу» в столице Франции, но Сталин решил установить статую рядом с ВДНХ. Мухина становится «главным скульптором» Страны Советов. Она удостоилась пяти Сталинских премий (в то время это была высшая награда государства).
В 1942 году после второго инфаркта умер горячо любимый муж Веры Игнатьевны – Алексей Замков. Она пережила его на одиннадцать лет. Супруги похоронены на Новодевичьем кладбище. Вера Мухина сама создала памятник Замкову.
Долгие годы скульптура «Рабочий и колхозница» простояла у северного входа на ВДНХ.
В 2009 году памятник был отреставрирован и вновь установлен на павильоне, воссозданном по проекту Бориса Иофана.
Клинскую «Крестьянку» на выставке не встретил…
На выставке, к сожалению, не нашел материалов, рассказывающих о клинском периоде творчества Веры Мухиной. А между тем, Вера Игнатьевна в 1927 году в Борисове работала над скульптурой «Крестьянка». Тогда шла подготовка к 10-летию Октябрьской революции.
«Крестьянка» вошла в золотой фонд советского искусства, завоевала первую премию.
Работала Мухина все лето с утра до вечера.
«Крестьянка» экспонировалась на 19-й Международной выставке в Венеции и была продана в музей Триеста.
Можно смело утверждать, что работа над «Крестьянкой» помогла позже скульптору создать культовую композицию «Рабочего и колхозницы». И хотя твердо стоящая на земле, напоминающая языческого бога «Крестьянка» внешне мало похожа на «Колхозницу» - общие черты все же найти не сложно даже не искушенному в искусстве человеку.
То есть в каком-то смысле клинская «Крестьянка» - это своего рода предисловие к «Рабочему и колхознице». Наверное, было бы логично на выставке этот момент как-то отразить.
В Борисове
Мы побывали в Борисове. Как известно, ни в Клину ни в Борисове нет памятника Вере Мухиной. Нет и улицы ее имени. Две местные жительницы: Клавдия Ивановна и Галина Ивановна (на снимке) показали нам, где находится дом №40 – дом, в котором долгие счастливые часы проводили вместе Вера Мухина и Алексей Замков. На доме есть мемориальная доска. Есть и информационный тематический стенд, рассказывающий о жизни известного скульптора. Сейчас в доме никто не живет. Последний собственник умер три года назад. Как рассказала нам Галина Ивановна, летом приезжает из Москвы пожилая женщина и не надолго останавливается в доме.
Конечно, Вера Мухина заслужила долгой памяти о себе на клинской земле. Сейчас в Борисове как грибы после дождя растут современные коттеджи, образуются новые безымянные улицы. Почему одной из них не дать имя Веры Мухиной?
И еще подумалось о том, что в Борисово можно проложить туристический маршрут. Как среди россиян, так и среди гостей из других стран (особенно из Китая) нашлось бы немало желающих побывать в доме, в котором работала создатель знаменитой во всем мире скульптуры.
Фото автора.
Автор: Александр Николаевич Сыров